Новая страница 1
   

Публикации

  

 

 

 

 

 

 
 

Экологическое воспитание на уроках литературы.

 

Одна из главных задач сегодняшней школы - это экологическое воспитание, формирование экологической культуры школьника. Экологическое образование строится по принципу непрерывности, то есть охватывает начальную школу, среднюю ступень и старшие классы.

Проблема сохранения окружающей среды стоит в одном ряду с проблемой сохранения мира. "То, что в природе все взаимосвязано, мы начали понимать только теперь, да и то не каждый», - пишет писатель В. Белов. Нам до сих пор кажется, что природа неисчерпаема. Мы все ещё убеждены, что она вынесет любое наше деяние и сама по себе залечит любую рану. Какое поразительное легкомыслие, какое безответственное мироощущение, свойственное детскому возрасту!"

Школа должна уже сегодня нести ответственность за воспитание людей, готовых держать в своих руках экологическое будущее страны.  Природоохранительное просвещение нужно вести на всех уроках, в том числе и на уроках русского языка и литературы.   Цель его - воспитать в детях доброе отношение к природе, любовь к родному краю, чувство ответственности за все то, что нарушает экологию.

На своих уроках я последовательно и систематически осуществляю экологическое воспитание, подбирая соответствующие тексты, вводя их в ткань урока, задавая вопросы, привлекающие внимание к данной проблеме, предлагая определённые темы для классных и внеклассных творческих работ, для диспутов на экологическую тему.

Рассматривая проблему экологического воспитания применительно к урокам литературы,  хотелось сказать следующее: нужно показать и рассказать о красоте природы, научить их беречь, то, что у нас еще пока осталось. Если на уроках давать только сухие факты и цифры, это может скоро наскучить, в сознании детей будет мысль о том, что сделать уже ничего нельзя, остается ждать только неизбежного. Но нужно говорить учащимся о том, что пока еще не поздно что-то сделать, все в наших руках. И в этом могут помочь наши и зарубежные авторы, которые создали замечательные произведения о природе, растениях, животных. Они не только описывают красоты нашей планеты, но и текстом между строк предостерегают человека о грозящей опасности, стараются рассказать, что можно сделать, чтобы спасти то, что у нас осталось. Многие из таких авторов уже ушли из жизни, но их бессмертные произведения не потеряли актуальность и в наши дни.

Как говорил Ф.М.Достоевский «Красота спасет мир». Писатель имел в виду то, что люди, обладающие высокой культурой и духовностью, могут видеть красоту, «выращивать» красоту и беречь. В этом высказывании красота, прежде всего, культура человека, его воспитанность, его мировоззрение. Экологическое воспитание на уроках литературы начать с малого, с того, что нас окружает, с того, что, что дарит нам красоту.

«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок», - говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. Цветы – очаровательные создания природы, они украшают наше жилище и сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью – цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь. С цветами и цветущими растениями довольно тесно связан духовный мир человека, и хотя каждый народ по-своему воспринимает красоту, однако есть красота, которая воспринимается и осознается всеми единодушно, - красота цветов.

С древних времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов и писателей всего мира.  Испокон веков поэты уподобляли женскую красоту хрупкой и нежной прелести цветка. Нередко цветок мог сказать человеку больше, чем красноречивое послание: выразить и уважение, и любовь. А "язык цветов", способный выразить тончайшие оттенки чувств, при встрече заменял слова самых пылких признаний. 

Что же известно нам о жизни слов, обозначающих названия цветов? Как возникли, когда появились они в языке? Почему в разных территориях нашей страны люди по-разному называют одни и те же цветы? Какова их символика? Можно ли проникнуть в тайный смысл видимых вещей, зная "язык цветов", и постичь символический подтекст произведения? Наконец, как, каким образом из таинственного соединения самых обычных слов, из волшебной игры значений рождается то чудо, которое являет собой великий и могучий русский язык - язык Пушкина, Толстого, Фета? Решению этих вопросов можно посвятить один из уроков литературы в среднем звене.

Целью данного урока может стать анализ использования мотивов и образов цветов в русской литературе  XIX-ХХ вв.

Достижение поставленной цели предположит решение ряда задач:

1. Проследить сложную судьбу обычных слов (названий цветов), выяснить их забытые значения, показать тесную связь языка с историей и культурой народа;

2. Рассмотреть мифопоэтические, фольклорные традиции как источник мотивов и образов цветов в литературе.

3. Исследовать "язык цветов".

4. Выявить художественный смысл и функции мотивов и образов цветов в русской литературе.

5. Определить значение цветов в судьбе и творчестве известных людей России.

Главным источником практической части урока могут стать тексты стихотворений русских поэтов, легенды и мифы о цветах. Многие поэты и писатели любили и воспевали в своих произведениях нежные, прекрасные цветы.

На данном уроке можно проследить, какие же поэтические формы, слова находили поэты для характеристики цветов, какие мифы и легенды помогали им создавать такие яркие и красочные образы. Читая стихотворения русских поэтов: А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, Ф. Тютчева, В. Брюсова, С. Есенина, И. Бунина, А. Ахматовой,  можно подвести учащихся к выводу, что первенство в русской поэзии одержал скромный, но очень душистый цветок-ландыш. Сколько талантливых людей вдохнули скромные белые колокольчики с душистым ароматом! Они были любимыми цветами Н. Карамзина, И. Бунина, А. Куприна, И. Репина, Д. Менделеева, П. Чайковского.

Исследуя язык цветов, ученые выяснили, что в течение многих веков на Востоке он использовался как символ, иносказание, способ выражения мыслей и чувств при помощи растений и их сочетаний. Появление этих символов закономерно. Они являются результатом глубокого погружения в природу, длительного ее изучения, созерцания, наблюдения и вызывают большое уважение и интерес. Определенные значения, закрепленные за растениями, порой переменчивы и противоречивы, поэтому не являются чем-то неизменным. Цветочные символы одного народа нередко отличны от символов, принятых у другого.

  Меняются времена, и новым поколениям, воспитанным на иных культурных традициях, все труднее уловить тонкий смысл художественных деталей произведений русской классики. Знание языка цветов позволяет проникнуть в смысл произведения. И если это удается, все произведение порой озаряется новым светом, в который раз удивляя своей бездонной глубиной.

Таким образом, если учитывать семантику цветов, их символическое значение, можно получить сведения, углубляющие смысл произведений. Следовательно, символика цветов играет большую роль в произведении, эти детали начинают приобретать новый, особенный смысл, цветок становится своеобразным символом-лейтмотивом, который проходит через все произведение, помогает понять скрытый символический подтекст той или иной сцены в произведении русской классической литературы.

Проходят дни, годы, меняются взгляды и привязанности людей, но любовь к цветам остается, интерес к истории их происхождения не ослабевает, а становится лишь сильнее. В заключение отмечу, что поэты, писатели и художники – очень наблюдательные люди  и тонкие психологи, мастера художественного сравнения, они подарили миру сотни выразительных, узнаваемых и незабываемых образов, многие из которых живут в веках и рождают в свою очередь новые.

Литература – один из главных предметов, который должен быть ориентирован, прежде всего, на формирование души школьников. Ни в коей мере не игнорируя интеллектуальную сторону духовной жизни, литература остается стержневой, учебной дисциплиной, которая может и должна заниматься целенаправленным и последовательным развитием эмоционального мира ребенка.

Отсюда принципиальное отличие уроков литературы от уроков по другим предметам. И главная, высшая цель любого урока литературы состоит не столько в вооружении ученика знаниями «на потом», сколько в том, чтобы сейчас, «здесь и теперь», в процессе изучения произведения ребенок испытал то душевное потрясение, которое заставило бы его иначе, чем до этого урока, относится к себе и к миру.

 
 

 

Меню сайта

   Главная

   Об авторе

   Портфолио учителя

  Методические    материалы

   Публикации

   Исследовательские работы учащихся

Творчество учащихся

 Достижения учащихся

      Подготовка к олимпиаде

   Фотогалерея

 

   Дистанционное обучение

   Кейсы по русскому языку и литературе

   Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ

    Тесты по русскому языку и литературе

   Сетевые образовательные сообщества

 

Электронная   библиотека

 Программные произведения по литературе (5-8 классы)

   Программные произведения по  литературе (9-11 классы)

   Энциклопедии

   Газеты и журналы

 

 

«Роль и место исследовательской работы в современной школе»

   Что же такое ИССЛЕДОВАНИЕ?

Каковы основные этапы организации учебного исследования?

Деятельность исследователя часто может быть охарактеризована известной формулой - «пойди туда не знаю, куда найди, то не знаю что». Исследовательская работа школьников связана с решением учащимися творческих, исследовательских задач с заранее НЕИЗВЕСТНЫМ результатом.

Главной целью исследования в в нашей работе является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Но при этом исследование школьников сохраняет все этапы, всю логику построения научного исследования.

Этапы организации исследования

При организации исследовательской деятельности учащихся за основу принимается модель исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий.

•  Мотивация исследовательской деятельности школьников - возникновение у ученика во­проса или проблемы, интереса (любопытства) к явлению или объекту.

•  Определение проблемы и формулировка примерной темы исследования - самый тонкий и «творческий» компонент мыслительного процесса, формулировка вопроса «что я хочу узнать?» Как правило, тема окончательно формулируется при подготовке материалов к отчету (презентации) и отражает суть выполненной работы

•  Определение цели исследования позволяет учащемуся точно представить, что он собирается сделать, чего достичь при выполнении работы. Может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый конкретный момент должна быть четко определена.

•  Выбор объекта исследования:  определяется целью работы, реальными возможностями и должен быть обоснован с точки зрения возможности получения достоверных результатов.

•  Формулирование рабочей гипотезы (или нескольких гипотез). Гипотеза должна быть жестко связана с поставленной целью работы. Как правило, определяет этапы выполнения работы, позволяют учащемуся последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению цели. Кроме того, позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы гипотеза может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными либо экспериментальными данными и логическими соображениями.

•  Определение конкретных задач , решение которых позволит достичь поставленной цели. Необходимо помнить, что задачи исследования и цели — не одно и то же. Задачи являются своеобразной программой действий, показывают, что исследователь собирается делать (например, провести опрос определенной группы населения по определенному кругу вопросов).

•  Поиск и изучение литературы по теме исследования – то есть проведение первичного анализа информации. Позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной тематики, уяснить основные термины, понятия, сравнить взгляды разных авторов на проблему. Как правило, завершается подготовкой литературного обзора - краткой характеристикой того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. Обзор позволяет исследователю познакомиться с областью исследований по нескольким источникам, по сути, избавляет от «изобретения велосипеда». Литературный обзор всегда должен быть строго структурирован, логичен; содержать только сведения, непосредственно относящиеся к теме работы, её цели. Содержит ссылки на использованные источники информации.

•  Выбор методов исследования определяется целью работы, имеющейся материально-технической базой. Количество экспериментов обосновывается с точки зрения получения достоверных результатов.

•  Планирование и выполнение собственных исследований должно проводиться, строго соблюдая все требования выбранных методов.

•  Анализ полученных результатов удобно осуществлять с помощью таблиц, схем, графиков и т.п. - они позволяют визуально определить необходимые связи, свойства, соот­ношения, закономерности.

•  Проверка гипотезы позволяет укрепить веру или усомнить­ся в истинности предложений, а может внести изменения в их форму­лировки. Чаще всего проверку гипотез целесообразно осуществлять посредством проведения еще одного наблюдения и/или эксперимента. При этом новый результат сопоставляется с ранее полученным результатом. Если результаты совпадают, то гипотеза подтверждается, и вероятность ее истинности возрастает. Расхождение же результатов служит основа­нием для отклонения гипотезы или уточнения условий ее справедли­вости.

•  Формулирование выводов. Выводы - строго структурированные, лаконично изложенные результаты собственных исследований. В выводах тезисно , по порядку, излагаются результаты работы. При этом происходит доказательство истин­ности гипотез получивших ранее подтверждение; ложность же их может быть определена с помощью контрпримеров. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе (гипотезам) исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них.

•  Подготовка отчета о проделанной работе. Осуществляется в заранее определённой форме. Определяется требованиями конференции, издания, где планируется представлять работу, техническим заданием проекта и т.п.

 

Индивидуально или в группе?

Индивидуальные работы наиболее эффективны при изучении трудных для понимания тем и в случаях, когда учитель прогнозирует высокую творческую активность учеников, в том числе при работе с одаренными детьми.

Высокая эффективность кооперативного проекта возможна при достижении определенного уровня эмоционального и ценностно-ориентацио­нного единства группы. Взаимодействие членов группы лучше всего построить по принципу сотрудничества. Главная идея – работать вместе. Ребятам дается возможность вместе работать, учиться, творить, всегда придти на помощь друг другу. Практика показывает, что после выполнения группового задания многие ученики становятся друзьями и в жизни. На долю учителя ложится задача комплектования групп с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена. Учитель также обязательно контролирует не только успешность выполнения задания членами группы, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу. В малых группах легче осуществить индивидуальный контроль и распределить ответственность каждого члена группы за конечный результат, теснее организуется взаимодействие членов группы.

Почему необходимо дать индивидуальное задание каждому члену группы? В этом случае каждый ученик внесет свою лепту в общую задачу, а не отсидится в стороне «под шумок» из-за лени или скромности, следовательно, каждому представится возможность проявить себя в силу своих способностей.

Таким образом технологии организации проведения исследования могут быть самыми разными. Это определяется педагогическими целями проведения исследования, возрастными и личностными характеристиками учащихся, «опытностью» педагога в данном направлении, доступными ресурсами и т.д. , НО при организации исследования по любой технологии, учитель выполняет следующие функции:
1) помогает учащимся в поиске источников, способных помочь им в проведении исследования;
2) сам является источником информации;
3) координирует весь процесс; поддерживает и поощряет учеников.

 

Бланк «Организация исследовательской деятельности»

 

Рекомендации по выбору темы и оформления результатов исследовательской работы

 

1. Как выбрать тему исследования

 

 

 

 

Ответь на вопросы:

- Что мне интересно больше всего?

- Чем я хочу заниматься в первую очередь?

- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

- По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?

- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

- Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Какими могут быть темы

Фантастические

Экспериментальные

Теоретические

Изобретательские

 

2. Цель и задачи исследования

Определить цель исследования - значит ответить на вопрос о том , зачем ты его проводишь.

Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги.

Задачи исследования уточняют цель.

З .Гипотеза исследования

• предположим
• допустим

• возможно
• что, если

4. Организация исследования

 

 

 

• Подумать самостоятельно

Что я знаю об этом?

Какие суждения я могу высказать по этому поводу?

Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования

 

• Просмотреть книги по теме

Запиши важную информацию, которую узнал из книг.

 

• Спросить у других людей

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

 

• Просмотр телематериалов.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

 

• Использование Интернет

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

 

• Наблюдение

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы

 

• Провести эксперимент

Запиши план и результаты эксперимента.

5. Подготовка к защите исследовательской работы.

1. Выделить из текста основные понятия и дать ми определения:

а) разъяснение посредством примера; б) описание; в)характеристика; г) сравнение; д) Различие.

 

2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

 

3.Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

 

4.Ранжировать основные идеи по важности.

 

5.Предложить сравнения и метафоры.

 

6. Сделать выводы и умозаключения.

 

7.Указать возможные пути изучения.

 

8.Подготовить текст доклада.

 

9. Сделать схемы, чертежи, макеты.

 

 

 

 
 
 

"Использование ресурсов сети Интернет

в учебной деятельности школьника»

Одной из задач современной школы является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности учащихся. Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности школьников, даже осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве.

Технологической базой нашего современного общества являются глобальные телекоммуникационные сети. Крупнейшей в мире такой сетью является сеть Интернет, которая, возникла как средство связи. В сети Интернет размещен большой объем информации, которая носит образовательный характер и может использоваться на уроках и во внеурочное время. Я считаю, что и учителя, и учащиеся обязательно должны знать о возможностях сети Интернет и стремиться воспользоваться ими.

Современные информационные технологии, позволяющие передавать по сети Интернет текст, звук, графику, видео, могут оказаться очень нужными в учебном процессе.

Информационные возможности сети Интернет предоставляют пользователю — учителю или ученику — выбор источников сведений. Это, в первую очередь, информация в сети:

- информация на образовательных сайтах;

- базы данных библиотек, научных центров, высших учебных заведений, музеев.

Использование ресурсов сети Интернет, в частности материалов, размещенных на различных серверах, способно существенно углубить содержание учебного материала, а также оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков, полезных для освоения знаний школьниками.

Объем информации, имеющейся в сети Интернет, больше, чем в любом печатном издании.

Современный учитель обязан знать положительные стороны и отрицательные стороны ресурсов сети Интернет, чтобы быть в состоянии оценить уровень реальных знаний, возможностей своих учащихся. Однако обилие готовых работ не должно стать отпугивающим фактором. Важнее правильно использовать ресурсы сети Интернет в учебе.

Сеть Интернет содержит множество образовательных ресурсов, которые могут быть использованы школьниками при подготовке к различным учебным предметам.

Использование ресурсов сети Интернет при подготовке к учебным предметам:

- во-первых, позволяет развивать самостоятельность;

- во-вторых, помогает формировать практические умения и навыки, полезные для освоения знаний школьниками;

- в-третьих, сэкономить время, которого так не хватает современному школьнику;

- в-четвертых, дистанционно общаться с учениками и учителями по поводу интересующей темы.

По содержанию можно выделить такие виды используемой школьниками в сети Интернет информации:

- справочная (электронные библиотеки, сайты вузов);

- научная и научно-популярная (тексты книг, курсы лекций, материалы газет и журналов);

- учебная (курсы дистанционного обучения, методические разработки, рефераты и пр.);

- познавательная (тексты общего назначения).

Современная система общего среднего образования, все входящие в нее учебные направления, так или иначе, нацелены на формирование у школьников умений работать с информацией. Неслучайно в большинстве государственных программ, определяющих приоритетные направления развития образования в Российской Федерации, особое внимание уделяется формированию общеучебных и общекультурных навыков работы учащихся с информацией и средствами ее обработки, что становится основным стержнем профессиональной деятельности выпускников учебных заведений в условиях информационного общества, необходимым компонентом информационной культуры.

В свою очередь, стремление к формированию информационной культуры у будущих выпускников приводит к ориентации общего образования на приобретение учащимися знаний о телекоммуникациях и средствах массовой информации, использование средств телекоммуникаций для приобретения различных знаний и творческого самовыражения, оценку достоверности информации, развитие критического мышления, соотнесение информации и знания, умение правильно организовать информационный процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность.

«Лишь слову жизнь дана...» Как точно определил Бунин значение речи, русского языка в нашей жизни! Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и неповторимостьюрусского языка – важнейшая задача, стоящая перед учителем-словесником, особенно сейчас, когда так бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и образование.

У современного учителя компьютер – первый помощник и советчик. Действительно, использование ИКТ на уроках разных  учебных дисциплин дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный,  кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учащимися учебного материала. Увеличивается объём материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, по моему мнению, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.

Но компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.

Для этого в  нашей школе имеется свободный кабинет информатики, оборудованный в соответствии с современными требованиями: оснащён компьютером, подключенным к локальной сети с выходом в Интернет, видеопроектором, интерактивной доской. Ресурсы этого кабинета используются учителями  и учащимися  в следующих направлениях:

- подготовка к урокам с использованием современных инновационных методов представления информации;

- проведение интегрированных уроков, тестов, практикумов;

- использование ресурсов Интернет для поиска информации,  ориентированной на запросы учащихся.

    Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю  русского  языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.

В своей работе я использую готовые программные продукты («Репетитор», «Контрольные и тестовые работы», «Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и  Мефодия»),  Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков.  Прослушивание  художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать. Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить  дополнительные знания и использовать их на уроке.

Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. При объяснении нового материала на уроке мною используются предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, которые проектируются их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.  

Применение информационно-коммуникационных технологий, на мой взгляд, эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной  школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока – практикума, урока - виртуальной экскурсии.

       Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием  аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку.

     «Земные чувства все отдайте постиженью новизны» - эти слова великого Данте послужить для всех учителей девизом на пути освоения как мультимедийных технологий, так и педагогических.

 

 

 
 
 

«Применение ИКТ как условие эффективной работы

 в школе с одаренными детьми»

 Проблема работы с одаренными обучающимися чрезвычайно актуальна для современного  образования.(2 слайд) Одним из направлений Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования второго поколения   является обеспечение специальных условий для индивидуального развития одаренных детей. 

С каждым годом усиливается интерес к изучению проблемы использования средств информационных компьютерных технологий в обучении и развитии одаренных детей. Идет разработка методов обучения, ориентированных на одаренных детей, методик выявления и оценки одаренности, а также выявления позитивных и негативных последствий, которые оказывает информатизация на психическое развитие одаренных детей.

Вариативность использования средств ИКТ при работе с одаренными детьми  очень велика (№3 слайд).Это   выборочное использование дополнительного материала; применение тренинговых программ, диагностических и контролирующих материалов; выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий при помощи компьютера, а   также применение игровых и занимательных программ развивающего или обучающего характера.

Хотелось бы поделиться опытом работы нашей школы в данном направлении. (4 слайд) Самый знакомый, распростарненный вид работы на компьютере эта работа в текстовом редакторе MICROSOFT WORD.  Эта программа позволяет набирать, исправлять, форматировать и распечатывать текст. В нашей школе с февраля 2001 года осуществляется выпуск газеты «Голос школы».  На данный момент издано   99 номеров, в том числе 2 спецвыпуска газеты. Под руководством учителя информатики Тимуршина И.М. группа обучающихся, входящий в состав школьной редколлегии занимается сбором материала для газеты, распечаткой и распространением по школе. Для успешной работы ребятами изучается программа профессиональной верстки Page Maker, графический редактор PhotoShop. На страницах газеты освещается жизнь школы, обсуждаются школьные проблемы, рассматриваются различные мнения и взгляды.

Особое внимание уделяется работе с одаренными детьми в период работы ЦДП. Совершенствуются формы работы, технологии. (5 слайд) В течение  последних 2 лет организовывались кружки по информатике: в 2011 году «Компьютерная графика». Это кружок посещали обучающиеся 3-4-х классов (6 – 14 слайды) За период работы они научились работать с программой Paint:  использовать компьютер в качестве инструмента как создания изображений и обработки визуальной информации, полученной из реального мира. В 2012 году эти же ребята продолжили обучение в кружковом объединении «Компьютерная анимация». Они освоили основы работы программы CorelDRAW в среде векторного редактора и создании анимации. (15 слайд и т.д. анимация Чупа чупс – заканчивается «Возлюбленная ответила взаимностью»)

Важным этапом в развитии детей  в последнее время становится проектная деятельность на основе ИКТ, при внедрении которой появилась возможность вовлечения каждого учащегося  в активный познавательный процесс. Растёт количество обучающихся, применяющих ИКТ при самостоятельной подготовке.  Они становятся «соучастниками» педагогов при подготовке к урокам, создавая мини-проекты. Очень распространённым   является конкурс  проектов, связанный с созданием компьютерных презентаций.   Одарённые  дети  испытывают радость от добывания знаний и от умственного труда. Наша задача как учителей помочь им освоить этапы работы в программе Microsoft PowerPoint, направить их деятельность на раскрытие  потенциала и реализацию.  Созданные обучающимися презентации могут успешно пополнить их папку Портфолио. (Слайды заканчивается Зиятдинова Юлия – два слайда с грамотами)

В наши дни огромное количество различных конкурсов позволяют реализовать свои способности. Открыть в себе новые качества. И, конечно, это невозможно без применения ИКТ. ( слайд с адресами конкурсов)  (Памятка безопасный интернет) Участие в заочных, дистанционных  олимпиадах, викторинах, фестивалях на сегодняшний день особенно актуальная форма работы с одаренными детьми. (показать ссылку на первый конкурс)   А задача учителя увидеть, заинтересовать обучающегося и помочь  раскрыть его способности. Самый известный Республиканский конкурс по ИКТ  -  «КРИТ»:  он способствует развитию интеллектуального и художественного творчества школьников и привлечение их к исследовательской, проектной и творческой деятельности, также выявлению детей,  одарённых в области информационных технологий. Мне бы хотелось предложить вашему вниманию работу, сделанную в программе Move Maker. (Мультфильм)

(Последний слайд) Итак, ИКТ представляют собой совокупность систематических и массовых способов и приемов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств и связи, полиграфии и программного обучения. А в организации учебной и исследовательской деятельности они выступают неотъемлемым компонентом процесса.

 

 

 

        

 
 
       
 

Традиции инновации всегда рядом на уроках

русского языка и литературы.

 

Чему учить? Как учить? Как увлечь своим предметом? Важнее содержание или форма проведения урока? Что придает современность уроку? Чем сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего? Эти вопросы всегда волновали и волнуют любого учителя.

Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Настало время построить новую школу, способную удовлетворить как интересы личности, так и интересы общества.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Еще в 1908 году В.Я.Стоюнин сказал: «В настоящее время в педагогическом мире, ни в каком кружке нет такого разногласия как между преподавателями словесности. Они не могут согласиться ни в материале, ни в целях, ни в способах преподавания». Это сказано много лет назад. С тех многое изменилось в нашей стране, как в РФ, так и в РБ: строй, порядок, законы, требования общества, учебные программы, формы преподавания, но споры остались. Спорят все, кому не безразлично будущее детей, значит и будущее России.

На мой взгляд, одна из актуальных проблем в образовании: соперничество между традициями и инновациями. Многим кажется, что эти понятия по отношению друг к другу являются либо антонимами, либо просто боятся того, внедрение инноваций подавят или исключит вовсе традиции в образовательном пространстве.  Думаю, все эти мнения ошибочны. Традиции  и инновации всегда должны шагать рядом, не боясь и не исключая друг друга.

Во-первых, во всех школах предметы русский и литература, как правило, ведет один и тот же учитель. На сегодняшний день сделано уже многое для того, чтобы сблизить эти предметы: изданы и переработаны учебники (в нашей школе преподавание ведется по УМК Львовой С.И. и Львова В.В.), в Интернет-ресурсах можно найти готовые тексты из литературных произведений для лингвистического анализа.

Успешное применение на уроках текстов из художественных произведений – гарантия для развития мышления и речи учащихся и овладения знаниями, умениями и навыками по анализу текстового материала.

Во-вторых, традиционной формой преподавания считается урок, который длится 45 минут. Традиционное обучение пассивно: учащиеся молча, сложа руки,  слушают учителя, потом читают, конспектируют, пересказывают, что само по себе пассивное занятие. Требуется применение инноваций. Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна».

 Вместо обычных уроков русского языка и литературы могу предложить проведение различных, активных по форме уроков:

- Урок – семинар «Тема любви в произведениях русских писателей 19 века»

- Урок - КВН «Знай, умей, владей»

- Урок - защита проекта «Великий и могучий русский язык»

- Урок – диспут «Что такое добро?»

- Урок – путешествие « Виртуальное путешествие в музей А.С.Пушкина»

- Урок - зачет

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления.

В-третьих, необходимо обратить внимание на методы, приемы и технологии преподавания русского языка и литературы. Есть такое выражение «мыслящий человек – человек говорящий». Из земных существ только человек наделен умением говорить, значить мыслить. Наша задача учителей русского языка и литературы – научить учащегося выражать мысли словами, рассуждать. Для этого на своих уроках успешно применяю следующие приемы:

- ассоциативный ряд;

- опорный конспект;

- групповая дискуссия;

- чтение с остановками;

- кластеры;

- синквейн;

- эссе;

- дидактическая игра;

- работа с тестами;

- нетрадиционные формы домашнего задания.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок, на мой взгляд, нужен сегодняшнему ученику.

Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и способствуют формированию различных компетенций.

Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.          

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя прием «Верные-неверные утверждения», предлагаю  учащимся несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к  этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.

Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др.

Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.

Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».

«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

Интеграция выше названных средств  позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и в конечном счете   повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной  социализации личности.  Однако следует особое внимание уделить внимание тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, - этот постулат неоспорим. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме.

В процессе работы над некоторыми разделами программы по русскому языку также использую дидактические игры:

- Игры - соревнования (конкурсы сказок, загадок «Кто верней и быстрей?», «Не зевать!» и др.)

- Игры-задачи («Найди…»)

- Игры-предположения («Что произойдет если…»)

- Сюжетно-ролевые игры (Отличаются наличием определенной роли, которую берет на себя каждый из учащихся и учитель, заданного сюжета и действий участников, обусловленных ролью).

Дидактические игры и занимательные упражнения способствуют повышению эффективности учебного процесса. Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.

Итак, в самом общем определении, познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.

В  - четвертых, говоря о современном уроке, мы не должны забывать об информационных и коммуникационных технологиях. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся.  (Это вовсе не означает, что для урока не нужна обычная доска. Её не отменит ни один учитель.)

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение в презентациях цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Я применяю компьютер и средства мультимедиа на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- обогащение словарного запаса;

- овладение нормами литературного языка;

- знание лингвистических и литературоведческих терминов;

- формирование общеучебных умений и навыков.

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

Наша школа МОБУ СОШ№2 села Старобалтачево работает над методической темой «Качество образования – приоритетное направление инновационного развития школы».  Активное использование ИКТ и цифрового оборудования на предметных уроках и во внеурочной деятельности является одним из направлений деятельности школы по внедрению ФГОС. В школе оборудован свободный кабинет информатики, поэтому мне не составляет труда приготовить для урока мультимедийную презентацию, скачать в интернете необходимую информацию с последующим применением на уроке.

С 2011 года на базе школы была открыта экспериментальная площадка   БГПУ имени М.Акмуллы по теме «Сетевые взаимодействия школы и педагогического вуза для решения совместных инновационных проектов».  Учителя и учащиеся принимают активное участие в работе площадки.

И наконец, в - пятых, русский язык растит учащегося грамотным, коммуникабельным в обществе, литература нравственно и эстетически воспитывает. Инновации и здесь не лишние, так как меняется общество, идеалы, требования общества к современному человеку. В современном мире целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности обучающегося. Школа становится учреждением, формирующим навыки самообразования и самовоспитания. Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию  русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Еще  одно направление, которое, на мой взгляд, также успешно реализуется в практике нашей школы – это создание условий для достижения успешности всеми учащимися.

У каждого воспитанника в школе ведется системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов и реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.  Моими силами и силами воспитанниками подготовлены и бумажные и электронные Портфолио.  В них представлены фотографии и информация детей о семье, родных, успеваемости, данные анкетировании, грамоты  и т.д. Ведение портфолио, по моему мнению, предполагает активное вовлечение детей и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и прогнозирования.

В наши дни огромно количество различных конкурсов, которые  позволяют реализовать свои способности, открыть в себе новые качества. Это на сегодняшний день особенно актуальная форма работы с одаренными детьми.  Так мои ученики и воспитанники принимают участие во многих конкурсах, как предметных, так и творческих, в том числе и дистанционных. Нередко становятся призерами. Думаю, наша задача, учителей русского языка и литературы состоит в том, чтобы открыть способности детей, помочь применить эти способности на деле и направить их в нужное русло. 

Свое вступление мне бы хотелось завершить словами Д.Г.Левитаса «Все дети могут учиться, если школа умеет учить»